Blog

Яхтинг в Таиланде

Прежде всего хочется сказать о географии тайского яхтинга. Берега страны омываются водами Сиамского залива Южно-Китайского моря Тихого океана (окрестности Бангкока, Паттайа, остров Чанг, Хуа Хин, острова Самуи и Панган — здесь и далее приводятся наиболее известные туристические места) с одной стороны, и водами Андаманского моря Индийского океана (залив Пханга, Краби, острова Пхукет, Ланта, Пхи-Пхи, Липе, Точай, Симиланы и Сурины) с другой. 

Между ними пролегает огромный Малаккский полуостров, где расположена большая часть государства Малайзия и Сингапур на самом юге. 

В силу моей собственной дислокации на Пхукете в течении 7 лет, я готов продолжать эту тему с охватом только бассейна Индийского океана и мест практически достижимых именно отсюда, благо большинство яхтенных центров располагаются именно в заливе Пханга (восточное побережье Пхукета) и провинции Краби (на её западном побережье).

  

Седьмая северная широта, где расположен сам Пхукет, относится, естественно, к экваториальной зоне, которая характеризуется, прежде всего особенным климатом. Надеюсь, большинство читателей когда-то слушали начальный курс метеорологии, поэтому знакомы с понятием Внутритропической Зоной Конвергенции (ВЗК). Я немного остановлюсь на данном аспекте, потому как, с точки зрения парусного яхтинга в этом регионе, он довольно таки важен. 

Пассаты (устойчивые восточные ветры с составляющей, направленной к экватору) обоих полушарий разделены переходной зоной с неравномерными, часто слабыми, но иногда и довольно сильными шквалистыми ветрами. В этой зоне в общем наблюдается сходимость воздушных течений, почему она и называется ВЗК.  

Конвекция воздуха (подъем воздушных масс вверх) в этой зоне резко усилена и развивается до больших высот по сравнению с зонами пассатов. Сильные восходящие движения прорывают и размывают здесь пассатную инверсию (резкое изменение температуры слоев воздуха на высоте от 1 до 2 км). Облака превращаются в мощные кучевые и кучево-дождевые и из последних выпадают обильные осадки ливневого характера.

Положение ВЗК на отдельных ее участках изо дня в день меняется, и иногда значительно. Нередко ВЗК обостряется в узкий тропический фронт, на котором пассат одного полушария непосредственно сменяется пассатом другого полушария. Тропический фронт проходит в таком случае по оси экваториальной депрессии (полоса пониженного атмосферного давления вблизи экватора). На востоке Индийского океана, где расположено в том числе Андаманское море, в ВЗК дуют временами довольно сильные (15-20 узлов) Западные ветры, ограниченные от обоих пассатов двумя параллельными тропическими фронтами. Эти экваториальные западные ветры захватывают слой от земной поверхности до высоты в несколько километров.

В переходные сезоны эта экваториальная зона западных ветров над Индийским океаном имеет в ширину всего несколько градусов широты и располагается симметрично относительно экватора. С чем мы легко можем столкнутся, спланировав путешествие с Пхукета на Суматру, например. 

Летом экваториальная зона западных ветров данного полушария (Северного) расширяется, захватывая более высокие широты и создавая там летний муссон. При этом один из двух тропических фронтов, ограничивающих зону западных ветров, остается вблизи экватора, а другой смещается к северу или к югу вместе с продвигающимся муссоном.

Переходя к практике — постоянно есть вероятность прихода грозовогошквала и необходимость быстрого взятия рифов или даже полной уборки парусов, потому как шквалы эти, обычно, не продолжительны, но скорость ветра может достигать 60 узлов, а направление абсолютно хаотичное, что резко увеличивает риск неприятностей с парусами и такелажем. 

  

Кроме того надо опасаться удара молнии в вашу яхту или рядом с ней. Общие рекомендации к такому развитию событий: завести перед грозовым шквалом двигатель — дизель останется работать даже если вырубит всю электрику/электронику; записать свои координаты, а еще лучше сразу нанести их на бумажную карту (которую хорошо бы иметь) — возможно вы скоро останетесь только с обычным компасом; переносимые электронные приборы (смартофоны, планшеты, ноутбуки) можно засунуть в металлический короб или каркас — если найдете его подобие. Во время самого шквала/грозы не желательно держаться за металлические предметы. 

Собственно, весь яхтинг в ЮВА и яхтинг в Андаманском море, в частности, не обременен продуктами современной яхтенной цивилизации. Марины в этом регионе редки и, в большинстве своем, находятся в не интересных, с туристической точки зрения, местах, а зачастую еще и труднодоступных по причине сложной навигации в приливно-отливной зоне и малому количеству видимых ориентиров (в ночное время особенно). Они построены в основном для хранения собственных лодок владельцев прилегающих апартаментов, что обуславливает ограничение удобств для гостевых яхт и не круглосуточный режим работы персонала. Поэтому, принимая чартерную лодку в какой-нибудь марине Пхукета или Краби, вы должны рассчитывать,  что может быть с такими атрибутами цивилизации, как заправка топливных и водяных баков, вы столкнетесь только при сдаче судна.

Книгу «100 и 1 маршрут из этого места» вам тоже вряд ли удасться найти. Конечно, общие рекомендации вы получите, а что-то удастся найти в интернете, но, в любом случае, беседа с «местным яхтенным аборигеном» вам очень не повредит, особенно, учитывая прогнозы погоды именно на время вашего путешествия. Основной лоцией этого региона является Southeast Asia Pilot by Andy Dowden & Bill O’Leary (сейчас последним является 4-е издание 2013-го года). 

Особенное внимание надо обратить на исправность якорного оборудования и состояние тендера (тузика, динги) с его подвесным мотором, обеспечивающих надежные якорные стоянки и комфортное перемещение всех членов вашего экипажа до берега. Насос и ремкомплект обязательны — пошли на берег в прилив, вода ушла, обнажив кораллы, и вот вы продрали баллон… К этому же относится наличие ручного фонаря, а лучше фонарей — темнеет на этой широте очень быстро, а рассчитывать на внешнее освещение совсем не стоит, как вы уже меня поняли. 

Мы различаем два основных и принципиальных направления возможного вашего передвижения с Пхукета (с Краби почти тоже самое. Просто, если я назову эти регионы вместе, то появятся неточности с географическими направлениями. Они напротив друг-друга. См. карту 308).

Итак, Восточное и Юго-Восточное направления. Это, собственно, прилегающий к Пхукету залив Пханг-нга и далее южные провинции материковой части: Краби, Транг… Вплоть до архипелага Тарутао. Это направление самое близкое и логически понятное, если вы берете яхту в чартерных компаниях на востоке и севере Пхукета (а, собственно, в других его частях пока нет мест дислокации чартерного флота) или в Краби. 

Оно изобилует островами карстового происхождения, причудливо поднимающихся вертикально из воды на довольно большую высоту. Обильно поросшие растительностью, они создают великолепные контрастные виды с окружающим морем. Есть много мест, где можно неплохо спрятаться от ветра и волн (если они есть). Присутствует цивилизация, иногда довольно развитая 😃 (Остров Пхи-Пхи Дон, Ао Нанг в Краби, остров Ланта…) Но! Кроме красивых видов и береговых развлечений рассчитывать на чистую воду, хорошее купание и рыбалку здесь не приходится. В заливе мелко (10-30 метров в среднем), много осушек, обозначенных на карте (не забываем пользоваться таблицей приливов, которую возьмем в офисе марины), а вода мутно-зеленого цвета. Ветры загоняют также много мусора, который слегка портит картину мангровой идиллии у берегов. Хорошим исключением является, пожалуй, только акватория архипелага Пхи-Пхи, которая находится на условной границе залива. Однако, раскрученность этого места у туроператоров приводит к огромному количеству скоростных катеров (speed-boats) с туристами в дневное время, что неплохо бы учитывать при планировании своего маршрута.  

После выхода из залива вода становиться значительно прозрачнее, и уже через 15 миль южнее Пхи-Пхи, у островов Ха, можно порой констатировать видимость до 40 метров. Хотя вдоль береговой линии (Ланта Яй, Транг, Сатун), а также острова Тарутао и архипелага Бутанг, вода остается мутной. Про эти места можно долго рассказывать, но в рамках этой статьи я обращу ваше внимание на необходимость тщательного выбора места для якорения. Надежнее всего бросать якорь в песчанно-грязевой ил, естественно, с учетом 3-х метровой амплитуды прилива (в сизигию). У побережья Краби повсеместно встречаются большие участки дна с плотным песком. При небольшой глубине я рекомендую занырнуть к якорю и прикопать его лапы руками, а потом, поднявшись на яхту, проверить на полном реверсе, что получилось. Печальных примеров, пренебрегших этим советом, достаточно много 😕

Северо-Западное направление — это путь в прекрасные «дикие» места с островами вулканического происхождения и чистой бирюзовой водой. Знаменитые Симиланские острова находятся примерно в 60 морских милях от южной оконечности Пхукета, мыса Пронтеп Кэйп. Проход с восточного побережья под мостом Сарасин для яхт не возможен, поэтому решившимся выйти из какой-нибудь северной марины, например из Йотхэвн, предстоит более 30 миль пройти в обход самого Пхукета. При таком маршруте я советую не откладывать выход, а, приняв лодку, незамедлительно выдвигаться к бухте Чалонг. Там, буквально за несколько миль от поворота к Симиланским островам, вы можете встать на якорную ночевку, и, взяв такси у пирса Чалонг, отправиться по Viset Road до ближайших больших магазинов Macro & Tesco Lotus (1 км), где можно забункероваться на все предстоящее путешествие, т.к. никаких магазинов, баров и ресторанов на северо-западном маршруте вы не найдете.

Кстати, если чего-то изысканного вам найти не удалось, а «душа» просит, то на обратном пути к пирсу, рядом с круговым движением Чалонг, есть очень приличный магазин Villa Market (как российская Азбука Вкусов), с огромным выбором качественных европейских продуктов и спиртного, правда, и со слегка завышенными ценами 🙃

Отужинать я предлагаю вам после загрузки продуктов на борт, тут же, возле пирса Чалонг, в самом лучшем морском ресторане на юге Пхукета — Kan Eang @pier . Там обычно всегда останавливаются покушать члены королевской семьи, посещающие Пхукет 🙄(не дешево, но вполне приемлемо, если без лобстеров).

Рано утром самое время стартовать к Симиланам. При хорошем ветре, еще до заката солнца вы можете встать возле острова No.4 (Ko Miang) Симиланского архипелага на муниципальный муринг (они в Таиланде оранжевые или желтые с синей полосой). Вообще там девять островов, часто мы их так и называем, по номерам, а с недавнего времени в Национальный парк с одноименным названием включили еще острова Бон и Точай. Все острова безумно красивы.

Пешие маршруты разной степени сложности есть на 4-ом, 8-ом и острове Точай. А если времени и ветра достаточно, можно запланировать сходить еще Северо-Западнее к Суринским островам, -посетить знаменитую деревню Морганов и нырнуть с аквалангом у великолепного дайв-сайта Ришелье Рок. Вообще, дайвинг в тех краях очень неплох, если сумеете организовать его со своей яхты.

 

Тоже касается и рыбалки — масса различной пелагической рыбы может быть поймана по дороге на троллинговые удилища — Тунец, Дорадо (Махи Махи), Барракуда, Ваху, Королевская Макрель, Марлин… Необходимо только помнить, что на территории Национальных парков рыбалка, как и подводная охота, запрещены в трехмильной зоне от берега.

На все вопросы по-русски вам с радостью ответит ваш покорный слуга, руководитель Andaman Discovery Diving & Yachting Center, инструктор по сейлингу IYTA/ISSA и инструктор по дайвингу CMAS Кирилл Сташевский.

Tel. +66828174778 (WhatsApp, Viber, Telegram, Line)

Facebook: Kirill Stashevskiy

Web: www.gokovaphuket.ru www.galeforce.asiawww.andamandiscovery.ru

E-mail: kirillstash@yandex.ru

Skype: kirillstash

P.S. При отсутствии у вас достаточного опыта возможна возмездная помощь в вашем путешествии в качестве гида, капитана, дайв-инструктора, фишермэна.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *